Уход за фюзеляжем

Уход за фюзеляжем вертолета в процессе эксплуатации в основном заключается в систематическом осмотре его состояния и удалении с поверхности фюзеляжа грязи, пыли, масляных пятен, льда и снега (зимой).

При осмотрах фюзеляжа проверяется целость профилей каркаса, шпангоутов, стрингеров, обшивки и их крепление между собой. Особое внимание обращается на состояние каркаса фюзеляжа в местах узлов крепления редукторов, двигателей и шасси.

При осмотре стыков обшивки тщательно проверяются заклепочные швы. Ослабление заклепок можно обнаружить по отставанию лакокра­сочного покрытия вокруг головок заклепок. Дефектные заклепки удаля­ются высверливанием их со стороны головки и взамен ставятся заклеп­ки большего диаметра (на 0,5 мм). Если нет подхода для поддержки заклепок при их клепке, допускается установка гайкопистонов. Для ус­тановки новой заклепки используется старое отверстие, но предваритель­но проверяется его состояние (не должно быть овальности, трещин на обшивке вокруг отверстия и т. д.).

Небольшие трещины на обшивке засверливаются по концам сверлом диаметром 2 мм. Затем на место, где имеется трещина, ставится заплата, закрывающая полностью трещину. Заплата должна иметь такую же тол­щину, как и обшивка.

Небольшие трещины профилей каркаса шпангоутов и стрингеров хвостовой балки засверливают сверлом диаметром 2 мм. При необходи­мости ослабленные трещинами места обшивки усиливают приклепкой накладок.

При наличии небольших вмятин без прорыва и вытяжки обшивки допускается правка листов обшивки с помощью деревянного молотка.

Чаще всего дефекты обшивки или силового набора наблюдаются на хвостовой балке. Причиной этого являются вибрации от хвостового вала трансмиссии и рулевого винта. Поэтому при выполнении осмотра и рег­ламентных работ необходимо тщательно проверять состояние обшивки в местах установки опор валов трансмиссии и места крепления хвосто­вой опоры, места стыковки хвостовой балки с центральной частью фю­зеляжа и концевой балкой.

Обнаруженные неисправности необходимо устранить.

Большое внимание следует уделять защите лакокрасочных покрытий фюзеляжа от механических повреждений, которые вызываются, главным образом, воздействием песка, гравия и других металлических частиц, а также неаккуратным проведением различных работ в процессе эксплуа­тации.

Чтобы предохранить лакокрасочные и другие защитные покрытия от механических повреждений, запрещается ходить по обшивке вертолета без специальной мягкой обуви или без укладки мягких резиновых доро­жек или ковриков. Открывать и закрывать лючки и дверки нужно акку­ратно, не допуская повреждения лакокрасочного покрытия инстру­ментом.

Применяемые для обслуживания вертолета металлические стремян­ки, лестницы, соприкасающиеся с обшивкой, должны иметь на концах мягкие предохранительные резиновые подушки.

Нельзя класть на незащищенную обшивку металлические предметы, инструмент, агрегаты, приспособления, чехлы для просушки и т. д. Ни в коем случае нельзя очищать загрязненную обшивку скребками и метал­лическими щетками. Лед и иней в зимнее время следует удалять с по­верхности вертолета теплым воздухом от наземного подогревателя. Тем­пература воздуха на выходе из подогревателя не должна превышать 60—70° С.

При этом способе ледяной покров удаляется полностью и совер­шенно не повреждаются лакокрасочные покрытия. Разрешается так­же применять для удаления льда и инея с обшивки специальные жид­кости, такие как ЭАФ, «Арктика» и др.

Особенно сильное поражающее действие на защитные покрытия об­шивки и основной металл оказывают задерживающиеся на ней грязь, копоть, масла, топливо, кислоты и щелочи, а также ядохимикаты.

После полетов необходимо промывать обшивку фюзеляжа теплой мыльной водой. При попадании на обшивку кислоты или щелочи нужно нейтрализовать их, при разрушении покрытия — восстановить его. Осо­бенно тщательно следует очищать от ядохимикатов вертолет в сельско­хозяйственном варианте. Коррозия с обшивки фюзеляжа удаляется тряп­кой, смоченной в керосине и нанесенной на нее наждачной пылью, после этого участок обшивки обезжиривается, покрывается грунтом АЛГ-1 и красится нитроэмалью под цвет обшивки.

В целях предупреждения попадания воды внутрь вертолета необхо­димо все лючки, двери и форточки плотно закрывать. После дождя нуж­но снимать для просушки чехлы, удалять воду из тех мест, куда она по­пала, и открывать лючки и двери для проветривания фюзеляжа.

Стекла кабин фюзеляжа периодически очищаются от грязи и пыли, если на них нет жировых пятен, мягкой фланелевой или байковой тряп­кой, смоченной в чистой воде и затем отжатой. После этого стекла вы­тираются насухо мягкой сухой ветошью. При протирке стекол не реко­мендуется пользоваться шерстяными и шелковыми тряпками, так как они могут вызвать электростатический заряд, способствующий притяги­ванию пыли к поверхности стекла. Жировые пятна удаляют мягкой хлопчатобумажной тряпкой, смоченной в теплой и мыльной воде. Для этого применяется 3—5-процентный раствор нейтрального мыла. Затем стекло протирается мягкой ветошью, промытой в чистой воде, и выти­рается мягкой сухой ветошью. Разрешается удалять жировые пятна ве­тошью с небольшим количеством пасты ВИАМ-2.

На стоянке вертолета стекла должны быть обязательно защищены от воздействия солнечных лучей, так как они вызывают ухудшение проз­рачности и образование «серебра» (мелких поверхностных трещин глу­биной до 0,5 мм). «Серебрение» является одним из наиболее распростра­ненных пороков остекления из органического стекла. Оно может возник­нуть и в результате механических воздействий, резких изменений температуры, воздействия растворителей таких, как ацетон, бензол, эти­ловый спирт, дихлорэтан и др. Устраняется «серебрение» прогревом стекла горячим воздухом или в горячей масляной ванне.

На деталях остекления не допускаются следующие дефекты:

поверхностные царапины (неглубокие риски) длиной более 30 мм;

мелкие царапины в виде сплошной сетки;

поверхностные мелкие трещины («серебро» в виде цепочки длиной более 60 мм при длине каждой трещины более 60 мм) в количестве бо­лее одной цепочки на стекло;

радиальные мелкие трещины более двух очагов на стекло в зонах крепления стекла к каркасу;

заколы и забоины на поверхности стекла, появившиеся в результате механических повреждений.

При обнаружении таких дефектов необходимо произвести ремонт остекления. Царапины, ухудшающие обзор, выводить мелкой шлифо­вальной шкуркой, а затем полировать пастой ВИАМ-2. Концы мелких трещин засверливать сверлом диаметром 1,5—2 мм, крупные трещины засверливать с последующей установкой накладок из органического стекла. Накладки приклеивать дихролэтановым клеем. Клей наносится на обе склеиваемые поверхности.

Несмотря на кажущуюся простоту ухода за фюзеляжем, только ре­гулярный тщательный осмотр, систематическое удаление пыли и грязи, остатков ядохимикатов для сельскохозяйственного варианта вертолета и. своевременный ремонт повреждений обеспечивают надежную работу фюзеляжа в пределах установленного ему срока службы.